Шестерни и зубчатые колеса – есть ли различия?
Зубчатые колеса и шестерни – основные элементы зубчатой передачи, широко используемой в разнообразных промышленных машинах и механизмах. Как правило, термины «шестерня» и «зубчатое колесо» являются синонимами, и между ними не находят особых различий. Но не все специалисты отождествляют шестерню и зубчатое колесо, считая, что между этими деталями есть существенная разница. Рассмотрим основные точки зрения по этому вопросу.
Особенности зубчатых колес и шестерен
И зубчатое колесо, и шестерня имеют вид диска с зубьями, расположенными на конической или цилиндрической поверхности. Эти детали используются в механизмах для преобразования и передачи крутящего момента. Изготовление шестерен и зубчатых колес возможно несколькими способами: методом обката, копированием, горячим и холодным накатыванием. Традиционно зубчатые колеса и шестерни используются парами, в зацеплении одна деталь становится ведущей, а вторая – ведомой. И вот здесь кроется главное различие элементов: ведущую деталь часто называют шестерней, а ведомую – зубчатым колесом. То есть разница основывается на роли элемента в работе механизма, но конструктивно шестерни и зубчатые колеса остаются одинаковыми деталями.
Также при парном зацеплении двух зубчатых колес шестерней называют ту деталь, которая имеет большее число зубьев. То, что зубчатые колеса и шестерни – понятия синонимичные, подтверждает и ГОСТ 16530-83: в определении шестерни указано, что она является ведущим зубчатым колесом передачи (при равном количестве зубьев на обеих деталях) или же колесом с меньшим числом зубьев.
Несмотря на это, некоторые специалисты (особенно работающие в специфических областях) считают необходимым строго разделять понятия шестерни и зубчатого колеса. Для них производство зубчатых колес и изготовление шестерен – принципиально разные процессы, а сами детали имеют свои сходства и различия.
Сходства и различия шестерен и зубчатых колес
Придерживаясь вышеописанного мнения о разделении шестерен и зубчатых колес на два самостоятельных вида деталей, специалисты все же сходятся во мнении, что у этих элементов есть некоторые сходства:
- и шестерня, и зубчатое колесо могут выполнять функции как ведомого, так и ведущего элемента передачи (что противоречит терминологии межгосударственного стандарта);
- и та, и другая деталь может иметь коническую, либо цилиндрическую поверхность;
- оба элемента одинаково эффективны при эксплуатации в бензо- и электроинструменте;
- шестерни и зубчатые колеса можно использовать для запуска вращательных осей;
- эти виды деталей взаимозаменяемы, они схожи внешне и функционально.
Подобные сходства несколько противоречивы, но все же они встречаются в профессиональной среде. То же самое касается и различий, согласно которым:
- зубчатые колеса применяются только в сложных механизмах, в то время как шестерни являются универсальными элементами;
- шестерни используют исключительно парами, тогда как зубчатое колесо может работать без парного элемента;
- для зубчатых колес характерен больший диаметр, за счет чего эти детали чаще применяются в мощных системах.
Даже исходя из такой точки зрения можно сделать вывод, что шестерни и зубчатые колеса одинаковы по функционалу и в большинстве сфер не имеют формальной разницы.
Вывод
Большинство мастеров, механиков и специалистов с техническим образованием сходится во мнении, что «шестерня» и «зубчатое колесо» – это разные названия одного типа детали. Эту позицию подтверждает и текст межгосударственного стандарта, в котором перечислена основная терминология и обозначения, связанные с зубчатыми передачами. Определения ГОСТа точно дают понять, что главное различие шестеренок и зубчатых колес заключается в роли, которую выполняет элемент в передаче.