Технология изготовления червячного вала
Червячные валы, входящие в состав червячной передачи, находят применение в разнообразных сферах: автомобилестроении, производстве промышленных установок, работе подъемно-транспортных машин. Важными преимуществами червячного соединения служат особая точность при передаче вращающего момента, малая вибрация и низкое шумообразование, что позволяет использовать эти детали в агрегатах с особыми требованиями к бесшумности привода.
Назначение и особенности червячных валов
Червячный вал или червяк представляет собой винт с нарезанной трапециевидной резьбой, который используется для передачи вращения зубчатому колесу. Зацепление червячного вала с зубчатым колесом образует червячную передачу – основу многих редукторов и устройств в машиностроении.
Среди достоинств червячного вала следует отметить:
- плавность хода червячного механизма;
- высокие показатели надежности;
- возможность получения больших передаточных отношений;
- компактность узла;
- доступную цену производства.
Как червячное колесо, так и сам червяк может иметь различное конструктивное исполнение, в зависимости от которого и определяется технологический процесс изготовления элементов.
Червячные валы изготавливают из углеродистых или легированных сталей. В качестве заготовки для изготовления червячного вала используют круглый прокат (при единичном и мелкосерийном производстве) или штамповки (для крупносерийного и массового изготовления).
Выбор технологии производства червяка осуществляется с учетом:
- конструкции будущей детали;
- необходимых характеристик изделия, среди которых особое значение имеет степень точности;
- материала изготовления;
- объема производства и его специализации.
Главным образом на схему технологического процесса обработки червячных валов влияет их конструктивное исполнение: изделия могут быть цилиндрическими или глобоидными.
Последовательность операций при создании червячных валов
Наибольшее распространение в промышленности получили цилиндрические червячные валы. Для их создания применяется следующая последовательность операций:
- подрезание и центрование заготовок в виде проката или штамповки;
- черновая и чистовая обработка токарными резцами или фрезами, формирование винтовой поверхности;
- термообработка полученного изделия;
- шлифовка или полировка центровых гнезд;
- шлифование опорных шеек, торцов и винтовых поверхностей – для получения более гладких и точных деталей;
- финальная обработка винтовых поверхностей полированием.