Эксплуатация различных видов зубчатых колес
Зубчатые колеса – основа зубчатых передач, нашедших широкое применение в разнообразных сферах промышленности. Современная металлообработка позволяет изготавливать зубчатые колеса различных конфигураций, от технических характеристик которых зависит характер и сфера эксплуатации детали. Эти изделия различаются формой зубчатого венца, профилем зуба, формой зуба относительно оси зубчатого колеса и т. д.
Сферы применения зубчатых колес
Зубчатые передачи – наиболее распространенный вид механических передач. Зубчатые колеса особенно востребованы в машиностроительной сфере, в частности, детали используют при производстве металлорежущего оборудования, автомобилей, сельскохозяйственной техники. Также зубчатые колеса находят применение в буровых установках, военной технике, железнодорожном транспорте, лебедках, насосах. Производство зубчатых колес востребовано для сферы приборостроения, часовой промышленности и т. д.
Классификация
Многообразие способов обработки зубчатых колес позволяет изготавливать эти детали в различных конфигурациях. Прежде всего, шестерни могут быть цилиндрическими, коническими, червячными, смешанными и гиперболоидными. По продольной линии зуба выделяют колеса:
- прямозубые;
- косозубые;
- шевронные;
- с тангенциальными зубьями;
- с круговыми зубьями.
Также зубчатые колеса могут быть секторными, винтовыми, с внутренним зацеплением, коронными, звездочками и т. д.
Группы зубчатых колес
В зависимости от характера эксплуатации зубчатые колеса подразделяются на три группы – скоростные, силовые и отсчетные. Отсчетные передачи встречаются в измерительных приборах, станках, делительных механизмах. Скоростные колеса встречаются в составе коробок передач и двигателей. Силовые передачи применимы для колесных и гусеничных машин.
Для передачи вращательного движения при параллельных осях валов задействуют цилиндрические колеса с прямым, косым или шевронным зубом. Прямозубые и косозубые конические колеса применяются для передачи вращения при пересекающихся осях. В передачах со скрещивающимися осями задействуют колеса с винтовым зубом и червячные пары. При необходимости преобразования прямолинейного движения во вращение в механизмах применяют реечные передачи, когда колесо имеет зацепление с прямой или спиральной зубчатой рейкой.