Классификация червячной пары
В промышленности распространено несколько видов редуктора, среди которых особой интерес представляет червячный механизм. Редуктор на основе червячной передачи используется во многих сферах, включая металлургическую отрасль, химическую и пищевую промышленность. Редуктор, работающий за счет червячной пары – зубчатого колеса и червяка, – универсален и отлично работает во всех промышленных областях.
Назначение червячных пар
Червяк и зубчатое колесо в сцеплении образуют червячную пару. Именно парой эти детали называют специально, указывая на их функциональную целостность, – по отдельности элементы не используются. С помощью червячной пары увеличивают крутящий момент и уменьшают угловую скорость, это часто бывает необходимо в грузоподъемной технике, транспортирующем оборудовании, механизмах регулировки и т. д.
В пользу решения купить червячную пару говорят ее основные достоинства:
- эффект самоторможения – нет необходимости в дополнительных тормозных устройствах;
- обеспечение плавного хода элементов механизма и отсутствие шумов во время работы;
- удобство передачи вращающего момента в механизмах с перекрещивающимися осями валов;
- компактные размеры собираемых червячных редукторов.
Виды червячных пар
Червячные пары классифицируют по множеству параметров. Именно благодаря разнообразным модификациям червячные механизмы широко распространены в промышленности.
Для деления червячных передач на виды за основу классификации могут быть взяты следующие параметры червяка и колеса:
- Форма поверхности резьбы. Согласно этому критерию выделяют цилиндрические и глобоидальные передачи. В первом случае червяк и колесо имеют цилиндрические делительные и начальные поверхности, во втором – они обладают взаимно охватывающей глобоидной формой;
- Линия витков. Направление линии витков стандартно может быть левым и правым;
- Форма винтовой поверхности. Выделяют архимедов, эвольвентный и конволютный червяк. В первом варианте торцовый профиль витка является архимедовой спиралью, во втором случае червяк имеет эвольвентный профиль в торцовом сечении, а в третьем – профиль представлен укороченной либо удлиненной эвольвентой;
- Число заходов резьбы. По этому параметру передачи делятся на однозаходные и многозаходные.